Любопытной западный обзор актуальной ситуации в БРИКС относительно космического сотрудничества

Любопытной западный обзор актуальной ситуации в БРИКС относительно космического сотрудничества. Альянс БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) в последние годы демонстрировал большие амбиции в области геопространственной разведки, однако протоколы последнего саммита БРИКС, состоявшегося 6–7 июля в Бразилии, показывают, что этот настрой значительно ослаб. Амбициозная программа обмена спутниковыми данными, запущенная пятью странами-основателями в 2022 году (после 15 лет обсуждений), является единственным конкретным достижением БРИКС в космической сфере, но она полностью застопорилась. Как сообщали западные ресурсы два месяца назад, несмотря на восторженные заявления, объём информации, которой обмениваются участники, остаётся крайне скромным.

На встрече космических агентств БРИКС в апреле Бразилия также предложила новым членам блока (Египет, Эфиопия, Объединённые Арабские Эмираты, Иран и Индонезия) присоединиться к системе обмена. Однако это предложение не было одобрено, и, более того, в отличие от предыдущих лет, проект даже не упоминается в итоговой декларации саммита. В декларации также не упоминается прошлогоднее предложение Ирана о создании координационного органа по инфраструктурам пространственных данных (ИПД).

В этом году страна-организатор, Бразилия, заняла скромную позицию, предложив всего три темы для космической повестки дня на 2025 год, в отличие от множества предложений России на 2024 год, ни одно из которых не было принято. В конечном счёте, несмотря на амбициозные цели по устранению дисбаланса в космической сфере между государствами-членами, мало что было достигнуто, кроме надежд на обучение и обмен обратной связью, а также на создание «совместного информационного бюллетеня».

Тем временем, предложение Бразилии о создании Совета по космосу БРИКС было отложено до 2027 года, пока страны-члены «изучают круг ведения».

Итоги этого саммита подтверждают новые тенденции: Китай отдаёт предпочтение собственным двусторонним программам сотрудничества в космосе, а не формату БРИКС. В то же время Индия проявляет осторожность, чтобы не ставить под угрозу свои космические проекты с США, QUAD и Европой. Эту позицию стремятся занять и новые участники, включая ОАЭ и Индонезию. Другие члены (Бразилия, ЮАР, Эфиопия, Египет и др.) не обладают ни возможностями, ни политическим влиянием для принятия решений.

Более того, «понижение» России, уже очевидное в 2024 году, подтверждается. С 2022 года полностью сосредоточив всю свою космическую программу на нуждах своих вооружённых сил на Украине, она больше не имеет средств для ведения амбициозной космической дипломатии с «малыми» странами БРИКС, а также возможности влиять на позиции Китая или Индии.

Источник: Telegram-канал "Милитарист"

Топ

Лента новостей